Основная информация
Нотр Дам де Пари - Собор Парижской Богоматери - величественно возвышается над Парижем на берегу Сены неподалеку от Лувра. Огромная площадь перед собором всегда заполнена туристами. Особенно впечатляет очередь, состоящая из туристов, стремящихся попасть на смотровую площадку, расположенную на верхнем ярусе главного фасада. Интересно, почему туристы всегда стремятся залезть куда-нибудь повыше. Собор поражает своими размерами - одновременно в нем может поместиться 9000 человек.
Собор является самым точным центром Парижа. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Собора.
В IV в. приблизительно на том месте, где располагается собор Парижской Богоматери, находилась прекрасная церковь св. Стефана. Фрагменты ее 30 мраморных колонн хранятся в музее Клюни. Два века спустя воздвигли еще одну церковь, посвятив ее Божией Матери. Но этот храм разрушили вторгшиеся на территорию Франции норманны. Вскоре на том же месте воздвигли вторую церковь, тоже посвященную Пресвятой Деве. В XII в. обе древние церкви – и св. Стефана, и Богоматери – пришли в упадок. Видя, в каком плачевном состоянии находились две главные церкви на острове Сите, в центре города, епископ Парижа Морис де Сюлли решил вместо них воздвигнуть храм.
По замыслу епископа, будущий собор должен был превзойти великолепием все, что строилось до тех пор, и быть достойным своего высокого назначения — стать главным собором, посвященным Божией Матери. Первый камень здания был заложен в 1163 г. папой Александром III.
Завершилось строительство в 1330 г. Освящение главного алтаря произошло в 1182 г., а три года спустя иерусалимский Патриарх Гераклий отслужил там первую мессу.
Собор Парижской Богоматери строился в продолжение почти двух веков (1163-1330 гг.), в переходную эпоху, когда романский стиль постепенно переходит в готический. Архитектура собора Парижской Богоматери характерна для такого времени. Это уже не романская, несколько приземистая церковь, но это еще и не устремленный ввысь готический храм. Оба стиля здесь сочетались в гармоничном равновесии. Разнообразие, о котором говорит Виктор Гюго, выражается не только в бесчисленных, различных по сюжету, орнаментах.
Собор следует осматривать не торопясь. Подумать только, сколько поколений трудилось над его созданием, сколько было положено сил и приложено стараний, чтобы запечатлеть в камне и изображения святых, и сцены из Священного Писания, и отражение жизни эпохи, и религиозные наставления, — это все то, на что рядовой «турист» равнодушно бросает беглый взгляд, проходя мимо.
Фигуры Химер принимают или просто за орнаменты, или за произведения разных художников, созданные в разное время. На самом деле Химеры - один из важнейших элементов замысла собора. Этот замысел был очень сложным. Точнее, не существовало единого проекта, а было несколько, дополняющих друг друга. Строители решили вложить в Hoтр-Дам все свое знание, все свои идеи.
Химеры и другие фигуры Нотр Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, - как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать - рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.